Часть "бусидо" - кодекса самурая в Японии. Харакири - это просторечное название, которое в более высоком стиле речи заменяется на "сэппуку". Самураи и другие представители высших слоев общества совершали харакири в случае оскорбления чести, совершения недостойного поступка несоответствующего нормам бусидо, в случае смерти своего сюзерена, а позже по решению суда, который мог вынести подобный приговор.

Харакири изначально может выполнить только очень мужественный человек. Таким образом, самураи значительно выделялись этой привилегией, которая была следствием внутренней дисциплины и силы, они намеренно отдавали предпочтение этой мучительной смерти. Японский иероглиф "харакири" можно перевести выражением "резать живот", однако часть этого иероглифа может переводиться еще как "душа", "намерения", "сокровенные мысли". Совершая сэппуку, таким образом, самурай раскрывал свой живот, свою душу и сокровенные мысли. Это было крайним оправданием перед небом и людьми.

Обычай зародился среди поселенцев северных провинций. Им приходилось воевать с айнами, у которых, кстати, был схожий обычай вскрытия живота. Позднее эти поселенцы образовали сословие японских воинов. Начиная с эпохи Хэйан (IX-XII вв.) сэппуку становится обычаем буси - так называлось сослоие воинов, но еще не становится массовым явлением. Лишь в конце XII века, во время борьбы за власть двух могущественных родов (Тайра и Минамоо), харакири получило широкое распространение.

Харакири в случае смерти своего господина получило название "оибара", или "цуйфуку". Существовало множество обычаев, вследствие которых, многие стоящие ниже на иерархической лестнице умерщвляли себя вслед за господином. Это касалось не только слуг или самураев, не желали пережить своего господина и некоторые князья. Буси прибегали к харакири для того, чтобы не попасть в руки к врагам или смыть позор поражения.

Обычно после вскрытия живота воин перерезал себе горло, чтобы умереть быстрее и не мучаться. Иногда военачальники и великие воины обезображивали себе лицо, чтобы враг не использовать их головы для поднятия настроения и хвастовства.

Сэппуку совершалось также при невозможности доказать что-то или при невозможности обелить репутацию и честь воина. Харакири было универсальным выходом из любого сложного положения. Впрочем, поводом мог послужить и любой пустяк. Есть история про двух самураев из окружения императора, которые случайно столкнулись мечами проходя по лестнице, немного поспорили, и оба сделали харакири.

Способов вскрытия живота было много. Самурай должен был разрезать живот так, чтобы окружающие могли увидеть его внутренности. Часто живот резался дважды, сначала слева направо, затем от диафрагмы до пупка. Применялся еще способ, в котором "x"-образный разрез производился из левого подреберья вниз и вправо. Терялось много крови и сил, и второй разрез производился снизу слева под правое ребро, что было легче делать правой рукой, даже почти без сознания. Впоследствии процедура значительно упростилась, и часто было достаточно просто воткнуть малый самурайский меч в живот, хотя бы весом собственного тела. Иногда, чтобы показать мужество, харакири производилось бамбуковым мечом, что значительно труднее и занимает больше времени.

Сэппуку совершалось сидя, как принято у японцев на пятках. Верхняя часть тела обнажалась, а одежда затыкалась у колен между бедрами и икрами, чтобы не упасть на спину, что считалось позором. Сами разрезы производились с помощью "кусунгобу" - специальным кинжалом, около 25 сантиметров длиной или "вакадзаси" - малым самурайским мечом. Редко, но все же бывало, что ни того ни другого под рукой не было, и тогда сэппуку совершалось большим мечом, который брался рукой за лезвие, предварительно обмотанное в нужном месте тканью. Порез должен быть достаточно глубоким, чтобы смерть все-таки наступила, но не настолько глубоким, чтобы задеть позвоночник.

Харакири, как и прочим воинским наукам обучались с детства. Не удивительно, что его совершали даже дети. Женщины иногда совершали самоубийство, которое тоже считалось харакири, но состояло в перерезании горла или ударе ножом в сердце. Перерезание горла называлось "дзигай" и исполнялось специальным кинжалом "кайкэн", который муж дарил жене на свадьбе. Женщина связывала себе колени, чтобы тело было найдено в целомудренной позе.

Разрезав живот самурай мог не уследить за собой и умереть некрасиво. Во избежание этого в обряд был введен "кайсякунин" - ассистент осужденного на харакири, который отрубал голову вскрывшему себе живот самураю. Высшим мастерством считался удар, при котором голова повисала на коже шеи, ибо считалось неприличным, если она покатится по полу.